Loading...


Комитет по печати и Союз журналистов надеются сохранить печатные издания «Балтийской медиа-группы»




Комитет по печати и Союз журналистов надеются сохранить печатные издания «Балтийской медиа-группы» — «Вечерний Петербург», «Невское время» и «Смену». Вариантов несколько: например, передать издания другим собственникам, СЖ СПб и ЛО или городу. Однако эксперты сомневаются, что убыточные активы удастся сохранить.
«Серьезную озабоченность ситуацией, связанной с телеканалом «100 ТВ» Союз журналистов СПБ и ЛО официально выражал даже в майской резолюции VIII съезда. Там же представителей городских властей, Комитет по печати и депутатов петербургского ЗакСа призывали «не устраняться от сложившейся ситуации». Тогда стало известно, что журналисты «100 ТВ», актива «Балтийской медиа-группы», которая перешла под управление главы NewsMedia Арама Габрелянова, массово теряют работу, а городской телеканал планируется переделать по образу и подобию столичного новостного LifeNews. Правда, никаких «спасательных» действий за этим так до сих пор и не последовало.
Разговоры возобновились 25 сентября, когда руководство газет БМГ узнало о закрытии всех трех печатных изданий – «Вечернего Петербурга», «Невского времени» и «Смены». Даже спикер петербургского Законодательного собрания Вячеслав Макаров пообещал, по словам начальника управления информации ЗакСа Елены Тимошенко, «сделать все возможное, чтобы город сохранил газеты». Обеспокоен ситуацией и комитет по печати.
«Что касается «100 ТВ», он, по крайней мере, остается как телевизионный проект, хоть и претерпел изменения, — сообщил Лениздат.Ру председатель комитета по печати Сергей Серезлеев. — Поэтому здесь вопрос «что можно сделать» – риторический. А что касается печатных изданий, я в курсе ситуации, мы уже обсуждаем ее и с Михаилом Ивановым (главный редактор «Невского времени». — Прим. Лениздат.Ру), и с Людмилой Фомичевой (председатель СЖ СПб и ЛО. – Прим. Лениздат.Ру), и губернатор тоже проинформирован». Он заверил, что проблема закрытия газет ему далеко не безразлична и хотелось бы помочь изданиям и журналистам.
Правда, конкретных решений все еще нет, так как, объяснил председатель комитета по печати, до сих пор непонятна позиция руководства БМГ. «Для начала надо получить четкие и ясные ответы от собственника, — объяснил Серезлеев. – Потому что хотелось бы слышать: обсуждалось ли что-то с коллективом, устраивает ли это коллектив. Понятно, что мы разделяем решение собственника и позицию коллектива, никто не собирается вмешиваться». Заметим, о закрытии «Невы FM» или «БалтИнфо» — других активов БМГ, прекративших существование летом 2015 года, коллективы узнавали только от генеральных директоров в последний момент, никаких обсуждений с журналистами не устраивалось.
Впрочем, Сергей Серезлеев надеется, что на этот раз общение удастся выстроить. «Может, собственник скажет: я готов отдать СМИ коллегам-журналистам, или Союзу журналистов, или городу, — предположил он. — Надо, чтобы собственник обозначил свою позицию, надо понять финансовую составляющую. Услышав их мнение, мы уже сможем сориентироваться и понять, куда двигаться. Потому что эти печатные СМИ имеют богатую историю, с которой нельзя просто так расстаться».
По информации Лениздат.Ру, с новыми собственниками уже обсуждалась передача газетных брендов городу. Окончательного ответа, по некоторым данным, в БМГ еще не дали.
Как считает Сергей Серезлеев, есть разные варианты, которые позволят оставить газеты БМГ в городе. К примеру, это может быть поддержка через гранты, или же газеты могут стать активом Союза журналистов, а город будет помогать бюджетным финансированием. «Это надо садиться с участием города, с участием Союза журналистов, и обсуждать эти вопросы, — уверен чиновник. – Но сначала нужно понять позицию собственника, потому что мне не хотелось бы сейчас надувать некий мыльный пузырь, который потом лопнет, а результата не будет. Пока мы ожидаем».
При этом, как заметил в разговоре с Лениздат.Ру заместитель председателя СЖ СПб и ЛО Андрей Ершов, петербургский Союз журналистов самостоятельно сделать что-то бессилен.
«Если их будут увольнять или выдавливать из газет в противоречии с существующим законодательством, тут мы, конечно, поможем, — уверил он. – А обязать собственника издавать издание мы, к сожалению, не можем». Но с юридической точки зрения ничего плохого не происходит — трудовые договоры с журналистами расторгаются по всем правилам, надлежащие денежные компенсации выплачиваются.
Спасти газеты можно было бы, к примеру, если у их коллективов были собственные средства или они нашли инвестора на продолжение издания, — предположил Ершов. «Тогда они бы вышли на собственника с предложением: вот у нас есть инвестор, давайте он продолжит выпускать издания, возможно, новый собственник бы и согласился, — добавил он. — Но боюсь, что закрытия связаны сугубо с экономическими причинами и тяжелой экономической ситуацией в стране».
Однако своих средств у газет нет. «Можно рвать на себе волосы, причитать, но потом встает вопрос: а за чей счет банкет, — заметил глава «Агентства журналистских расследований» Андрей Константинов. – Когда оказывается, что платить нужно столько-то, вспоминается старая польская пословица: если у пана нема грошей, пану не надобно ходить в ресторан. Сам Олег Константинович Руднов жил по принципу: не мы это открывали, не нам это закрывать». Но при этом экономическая модель этих СМИ, добавил он, была сильно убыточной. «Если раньше покойный Олег Константинович мог изыскивать средства на выпуск газет, боюсь, у нового собственника краник закрылся», — заметил Андрей Ершов.
А теперь БМГ перешла к людям, которые очень хорошо умеют считать деньги, обращает внимание Константинов. «И эти люди говорят: назовите причины, по которым мы должны за все это платить, — подвел итог глава АЖУРа. — Или, если мы хотим это все реформировать и превратить обратно в белых лебедей, это будет стоить еще в несколько раз дороже. Если же мы не готовы за это платить, то поддерживать жизнь в теле, которое впало в кому, нам представляется глупым. Ни одного ответа на такой вопрос, видимо, не было».
Теоретически в сложившейся ситуации газетам может помочь город, но ему это незачем, считает Андрей Ершов. «У города есть своя газета и свое телевидение, которое он финансирует, — заметил он. — Причем тоже достаточно дорогостоящие проекты».
К идее выкупить бренды Андрей Ершов относится скептически. «Я думаю, что новый собственник наверняка проводил такую работу, и, если бы нашелся покупатель, сделка с очень большой долей вероятности состоялась бы», — уверен он.
При этом, по информации источников Лениздат.Ру в БМГ, главным редакторам газет дано время, чтобы разработать концепции интернет-изданий. «Если ребята смогут предложить концепт интернет-СМИ, не исключаю, что под этими же брендами, возможно, они останутся на плаву, — считает Андрей Ершов. — По крайней мере, пропадут затраты на бумагу, печать и распространение».
Одновременно, рассказал Лениздат.Ру Ершов, на интернет-ресурсах растет количество рекламодателей – во всяком случае, у тех СМИ, аудитория которых конкретно определена. «Но если раньше было четкое позиционирование: «Смена» была более молодежной, преимущество «Вечерки» было в том, что она выходила по вечерам, то сейчас этих конкурентных преимуществ нет, — заметил Ершов. – Хотя даже если бы «Вечерка» выходила бы сейчас по вечерам, вряд ли ее это как-то спасло бы. Рынок голосует рублем, читатели покупают то, что им интересно».
С одной стороны, закрытие газет БМГ – это потеря брендов с огромной историей («Вечерний Петербург», к примеру, два года не дотянул до столетия). «Эти ресурсы, которые когда-то приобрел Олег Константинович Руднов, – в прошлом известные журналистские бренды, — рассказала Лениздат.Ру депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина. — У каждой из газет своя история, у кого-то более старая, как у «Вечерки», у кого-то – более молодая, как у «Невского времени». Но это история ленинградской, петербургской журналистики, через которую каждое издание прошло красной нитью. Фактически мы не просто закрываем какие-то издания, мы фактически захлопываем страницу истории, со всеми традициями, победами, поражениями, неудачами, как сейчас у «Смены».
С другой стороны, как считает Андрей Константинов, спасать «можно и должно тех, кто хочет быть спасенным». «Потому что есть жизнеспособные СМИ, а есть те, которые легко разбегаются, откуда люди легко увольняются, и ничего не происходит, — говорит он. – Я абсолютно не могу сказать, чтобы я видел хоть какую-то активность со стороны журналистов, которые в этих изданиях работали. Они как-то только мяукали, как котята, которых топить несут. Наверное, это не очень правильно, если речь идет о журналистах».
В противовес Константинов вспомнил протест актеров театра «На Литейном»: в апреле 2015 года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко (театр принадлежит области) объявил о создании дирекции, объединяющей два театра под руководством директора театра «На Васильевском». Коллектив театра, в свою очередь, написал два открытых письма Владимиру Путину, два письма Александру Дрозденко, собрали прессу и привлекли на свою сторону деятелей культуры федерального масштаба, чем добились отмены решения. «Если уж актеры, совершенно люди божьи, чего от них ждать, вышли на этот бой, хотя некоторые считали, что он обречен…, — заметил Андрей Константинов. – Я не подстрекаю к мятежам, но люди хоть что-то стали делать, потому что были не согласны, материализовали свою ярость. А тут – вот, нас увольняют, какой ужас, а нет ли там где-нибудь свободного места…»
Решение нового собственника БМГ закрыть часть ресурсов («под нож» пошло и информагентство «БалтИнфо», и радио «Нева FM») — далеко не единственная проблема петербургского рынка медиа. И без того разнообразием СМИ город не блещет.
«У нас город по численности размером с некоторые европейские страны, — возмутился Андрей Константинов. — А для городских нужд у нас есть телеканал «Санкт-Петербург» и телеканал LifeNews, который никак не может запуститься. Да даже если бы они были какими-то волшебными, серебряно-золотыми, этого было бы недостаточно. Это бред, так не должно быть. Должно быть минимум 4 разных городских канала, много информационного радио».
Количество газет при этом, заметил глава АЖУРа, тоже несопоставимо ни численности, ни статусу города. «Деловой Петербург», «Петербургские ведомости», ну а что еще? – вспоминает он, — «Комсомолка», «МК», «Коммерсант» — это московская франшиза, петербургских там только несколько страниц. Маловато как-то для такого большого города».
«Мы скоро друг друга вообще не увидим и не услышим, неужели это-то непонятно? – возмутилась Марина Шишкина. – Мы сейчас остались с телеканалом «Санкт-Петербург» на сто какой-то кнопке и с печатными изданиями, у которых, несмотря на небольшой тираж, все равно есть какой-то читатель, как правило, не самый худший».
Ситуацию, в которой Life78 называют конкурентом «Фонтанке.ру», а проект разговорного радио «Фонтанка.Офис» занимает в городе свободную нишу, Константинов считает абсурдной. «Как может быть свободная ниша в 2015 году в пятимиллионном городе? О каких нишах вообще может идти речь, что это за дурость такая? Нас спрашивают, не боимся ли мы конкуренции с Lifenews. Да в здоровом бизнесе конкуренция обязана быть. Это смешно – интернет-газета «Фонтанка.ру» конкурирует с телеканалом, мы уже до этого дошли. А потом у нас паровозы будут наперегонки с велосипедами», — говорит глава АЖУРа.
Выход здесь, уверена Шишкина, может быть только один – заниматься информационной политикой города на правительственном уровне. «Только вкладывать деньги в «Петербургский дневник» мало, но уже сколько лет мы это говорим, — рассказала депутат. – Мало того, надо всерьез рассмотреть СМИ как бизнес, обеспечить льготами, как угодно создать условия для того, чтобы газеты все-таки сохранились. Каким тактическим путем – я не знаю, но без этого заканчивается целая журналистская эпоха. Мы можем себе это позволить? У нас что, война? У нас в блокаду выходило 18 газет».
О том, что коэффициент развития СМИ в Петербурге не соответствует его статусу, более того, выше он не только в Москве, но и в некоторых других городах, Константинов со своей стороны тоже, по его словам, говорил многим губернаторам: Владимиру Яковлеву, Валентине Матвиенко, Григорию Полтавченко. «А между прочим, когда оценивают в целом коэффициент инвестопригодности, то учитывают и коэффициент развития СМИ, — заметил он. — Мне могут сказать, что в условиях кризиса это не самая большая трагедия. Но если говорить о нормальном функционировании такого мегаполиса, то ситуация какая-то на мой взгляд дикая. Наш город заслуживает лучшей журналистской судьбы».
Напомним, после смерти Олега Руднова его холдинг «Балтийская медиа-группа» перешел под управление гендиректора News Media Арама Габрелянова. Объединенный ньюсрум в здании «100 ТВ» уже готов, активно набираются кадры, перезапуск основных активов — «100 ТВ» и агентства «БалтИнфо» (под брендом LifeNews), а также радио «Балтика» (переход на новостной формат) — планировался в сентябре 2015 года, но пока так и не состоялся. По словам Габрелянова, теперь премьера переформатированных СМИ ожидается в начале октября. «Нева FM» перешла на техническое вещание, а радио «Зенит» забрал под контроль «Газпром-медиа».

OnAir.ru


Код для вставки в блог: скрыть/показать

Loading...

....





11

2000-2016 Copyright by proFM.ru - Powered by Spletni.ru - 25/0,069.